Дидактические игры на уроках в начальной школе
>> среда, 24 ноября 2010 г.
Чтобы прочитать сообщение целиком, щёлкните по заглавию.
Дидактическая игра - эффективное средство развития интереса к учебному предмету.Я считаю, что важнейшая задача первоначального обучения школьника состоит в том, чтобы сформировать у него качества, которые обеспечат успешность его дальнейшего развития: устойчивую потребность в саморазвитии, способность к сопереживанию, художественные чувства и т.п. Сформировать эти качества можно на разном учебном материале. Чтобы учебная деятельность ребёнка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности – не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями, навыками, в развитии собственных способностей, возможностей.
Помочь младшему школьнику включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности – значит сделать важный шаг, направленный на достижение дальнего результата начального обучения. Помочь учителю в решение этой педагогической задачи может игра. Но для этого она должна занимать вполне определённое место в учебной деятельности: не предшествовать обучению, не чередоваться с ним, а стать формой организации коллективной, руководимой учителем учебной деятельности класса.
Обеспечить непосредственный обучающий и развивающий эффект игры учитель может, регулярно демонстрируя маленьким учащимся их достижения: пусть ученик систематически убеждается в том, что до начала игры в классе он чего-то не умел, а концу её этому научился. Пусть школьник почувствует, что учитель хвалит его не только за хорошее участие в общей игре, но и за результат – за приобретённое умение, знание, способность. Тогда ученик проникнется гордостью оттого, что он настоящий ученик, потому что он не просто играет, а учится! А это формирует у ребёнка желание учиться, развивает самоконтроль и самооценку.
Условия эффективного использования игры для первоначальной организации учебной деятельности младшего школьника вытекает из представления о месте игры в обучении. Игру можно считать выполняющей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает: не только освоение ребёнком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьника желания учиться.
Я стремлюсь использовать разные дидактические игры для организации внимания детей, повышения интеллектуальной активности школьников на уроке, облегчить им запоминание учебного материала, сохранения и углубления у школьника желания систематически учиться, саморазвиваться, обогащения его творческой самостоятельности.
Мы знаем немало дидактических игровых упражнений. Но одни отчасти слишком сложные в исполнении, некоторые требуют трудоемкой подготовки. Многие упражнения можно применять только для обобщения или повторения пройденного. В то время как другие этапы урока, как: изучение нового материала, закрепление, да и проверка домашнего задания - зачастую остаются без игровой деятельности.
Мы не должны лишать детей такого эффективного и желанного метода и средства обучения. Как решить эти проблемы? Наряду со всеми другими, необходимы дидактические упражнения, которые явственно и успешно решают педагогические задачи урока. То есть, нужны такие упражнения, которые станут палочкой-выручалочкой для учителя, которые помогут решить более широкую задачу - общение со сверстниками. Заучивание правил, выполнение упражнений малоэффективно и скучно. Гораздо больше ученик узнает и научится принимать свои знания, если урок пройдет в виде путешествия с применением дидактических игр.
Сущность дидактических игр заключается в решении познавательных задач, но поставленных в занимательной игровой форме. Само решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление.
Сколько бы раз игра не повторялась, для всех ее участников она проходит как бы впервые. Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и на внеклассных занятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания. Практика показывает, что нестандартные формы уроков помогают учащимся раскрыться, а созданная учителем атмосфера непринужденности заинтересовывает всех детей и позволяет включить в работу даже самых робких и застенчивых.
Дидактические игры могут решать разные учебные задачи. Одни игры помогают формировать и отрабатывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Другие, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с различным уровнем знаний.
Собрать, накопить дидактические игры - это еще не главное. Главным является умелое применение их на уроке. Дидактическая игра не должна быть искусственно притянутой к той или иной теме урока, она должна естественно вплетаться в урок, в изучение программного материала. Все игры на уроках не должны быть изолированными друг от друга, а должны составлять единый сценарий урока. В уроке должно быть все взаимосвязанным, одно вытекать из другого. Урок - это единое целое.
2 коммент.:
Да, действительно, Вы умело применяете дидактические игры на уроках. В этом я убедилась, когда была у Вас на уроке математики и окружающего мира. Статья интересная, многое можно взять на вооружение. Спасибо, Ирина Александровна.
С уважением Лора Григорьевна
Во многом с Вами согласна. Интересный материал для обсуждения.
Отправить комментарий